школа
  • +7 (47343) 7-64-24
Верхняя Плавица, Советская ул, 33

программа профилактической работы

Пояснительная записка.

 

Программа разработана на основе : Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2020 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года.        Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.

          В МКОУ «Росташевская СОШ» служба медиации способствует реализации требований ФГОС среднего общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения». Служба медиации действует на основании действующего законодательства и Положения о школьной службе медиации.

 Актуальность темы. Школьная служба медиации - это взрослые и дети, деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций. Обе стороны ищут конструктивный метод решения проблем и самый краткий путь к взаимопониманию сторон. Цель у всех участников - профилактика правонарушений, конфликтов, конфликтных ситуаций на основе принципов медиации. Важной задачей является создание условий для повышения конфликтологической компетентности родителей. Наиболее острой эта задача становится на начальном этапе конфликтов детей в школе, для которого характерно: ценность наличия друзей и позитивных межличностных контактов со сверстниками; разнообразие коммуникативных действий по отношению к сверстникам; эмоциональная насыщенность и напряженность взаимоотношений со сверстниками; преобладание инициативных действий над ответными на фоне низкой регламентированности взаимодействия. Эти особенности в совокупности порождают повышенную конфликтность в общении школьников. При этом именно родители играют большую роль в формирования коммуникативной компетентности, важнейшим компонентом которой является компетентность в области разрешения конфликтов.

 Обоснование программы. Конфликты и споры между людьми имеют такую же древнюю историю, как и само существование человечества. Традиционно, как кажется, конфликты разрешаются либо силовым методом, либо используются судебные процедуры. Новый способ разрешения конфликтов – это медиация. Умение компетентно в реальном конфликте снизить его последствия и перевести конфликтную ситуации в позитивное для себя русло, можно, зная основы разрешения конфликтов с помощью медиации. Эти знания с успехом можно применить в воспитательно-образовательном процессе в школе в виде профилактической работы по разрешению конфликтов с помощью родителей обучающихся. 

Целью программы является: просвещение родительской общественности о целях и работе СШМ; создание условий для формирования конфликтологической компетентности родителей, содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов медиации.

   Задачи программы:

  • Создать условия для просвещения родителей через презентации, мероприятия школы с целью прояснения ценностей медиации и разъяснить ее суть.
  • Создать условия для овладения родителями знаний о причинах конфликтов между детьми, динамике их развития, возможных исходах;
  • Создать условия для формирования отношения родителей к конфликту как нормативному элементу взаимодействия между людьми и детьми в частности;
  • Создать условия для формирования у родителей навыков эффективной коммуникации и разрешения конфликтов в конфликтной ситуации между детьми и взрослыми в образовательно- воспитательном процессе;
  • Создать условия для разрешения конфликтных ситуаций в школе между детьми с согласия родителей с помощью СШМ.

 

Ожидаемые результаты: формирование у родителей конфликтологической компетентности, которая проявляется в:

  • знаниях о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
  • преодолении однозначной негативной оценки конфликтов в общении между детьми;
  • овладение навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции, а также возможность обучения этим навыкам своего ребенка и применения их на практике;

 Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы в формате родительского классного собрания, родительских встреч.

 Организация занятий. Программа рассчитана на 8 занятий по 1 академическому часу каждое (1-2 занятия в течение каждой учебной четверти)

 Методическое обеспечение. Ведущим программы может быть педагог, знакомый с основами прикладной конфликтологии, которому необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), выстраивания отношений в коллективе родителей и знания о ситуации конфликтов в классе, школе в целом.

Занятия проводятся в классной комнате, имеющей стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства встреч с родителями необходимы раздаточные материалы.

 Целевая группа. Программа предназначена для родителей общеобразовательных школ.

                             

Учебно-тематический план

«Служба школьной медиации»

 

Образовательные события

Кол-во часов

 

Участники 

Ответственные

 

1

Медиация в школе (показ презентации о СШМ)

1

Родители

Заместитель директора по ВР, педагоги

2

Тематический лекторий «Как возникают и развиваются конфликты между детьми. Последствия конфликтов»

1

Родители

Заместитель директора по ВР, психолог

3

Профилактика, предотвращение и управление конфликтом.

 

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц. педагог

4

Переговоры как основной метод урегулирования конфликтов. Другие методы разрешения конфликтов.

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц. педагог

5

 

Лекция «Как разрешать конфликты? Обращаться ли в СШМ? Общение в конфликте»

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц. педагог

6

Качества, важные для бесконфликтного  общения между людьми.

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц. педагог, психолог

7

Тематический лекторий «Профилактика интернет - рисков и угроз жизни детей и подростков»

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц. педагог

8

Конфликты и пути их решения. Скажем нет агрессии и конфликтам.

Подведение итогов.

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц. педагог.

 

     Содержание программы

«Служба школьной  медиации»

 

Образовательные события

Содержание

 

1

Медиация в школе

 Беседа  о медиации и показ презентации о СШМ

 

2

Тематический лекторий

«Как возникают и развиваются конфликты между детьми. Последствия конфликтов»

Проведение беседы с элементами занятий по медиации

 

3

Профилактика, предотвращение и управление конфликтом.

 

Технология предупреждения конфликтов. Способы развития и поддержания сотрудничества. Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций.

 

4

Переговоры как основной метод урегулирования конфликтов. Другие методы разрешения конфликтов.

 Переговоры как способ разрешения конфликтов. Переговоры на основе интересов. Ответная агрессия. Уход от конфликта.. Подавление конфликта. Тест.

 

5

Лекция «Как разрешать конфликты? Обращаться ли в СШМ? Общение в конфликте»

 

Общение в конфликте. Ошибки в сфере урегулирования конфликтов. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и  разрешение.

 

6

Качества, важные для бесконфликтного  общения между людьми»

Обсуждение    проблем возникновения конфликтов в образовательной среде. Проведение беседы с элементами занятий по медиации

 

7

Тематический лекторий «Профилактика интернет - рисков и угроз жизни детей и подростков»

Обсудить основные риски Интернета для детей и подростков, проинформировать родителей о возможностях получения различных видов профессиональной помощи. Анкета

 

8

Конфликты и пути их решения. Скажем нет агрессии и конфликтам.

Подведение итогов.

Формирование навыков бесконфликтного поведения, способы разрешения конфликтов.

 

 

    

Список литературы.

 

1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр ≪Судебно-правовая  реформа≫, 2012.

2. Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013. 

3. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.

4.  Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.

 

5.http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/oproekte/73-projectinfo

6.http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kakinnovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva

7. http://www.8-926-145-87-01.ru/

8. http://mediators.ru/rus/course/school/

9. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html