школа
  • +7 (47343) 7-64-24
Верхняя Плавица, Советская ул, 33

Программа "Умей сказать Нет"

                                                                       

                                                                                                                                 Утверждаю:

Директор

МКОУ «Росташевская   СОШ»

                                                                                                       __________ /Рыжкова Т.М./

01.09. 2018г

 

 

 

 

 

 

  Программа

«Умей сказать «НЕТ!»

по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков

МКОУ «Росташевская СОШ»

 

 

  1. 1.    Введение

 

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних разработана на основании  Конвенции  ООН о правах ребенка, действующего законодательства Российской Федерации.

 

Программа «Умей сказать «Нет!» - это

 

  • Создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Оказание подросткам различных видов социальной помощи адекватными естественными и искусственно созданными социально-поддерживающими сетями.
  • Формирование жизненных навыков, умения сказать «Нет».
  • Укрепление,  развитие и восстановление внутреннего  потенциала семьи для  выполнения его многочисленных, общественно-значимых функций.

 

 

 

  1. 2.    Актуальность проблемы

 

Россия переживает сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность  за свое поведение, за свое будущее , и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать  здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами.

 

  1. 3.    Цель и задачи программы

 

Цель программы  - формирование целостной системы воспитания и образования детей и подростков в современных  условиях, направленной на развитие у несовершеннолетних антинаркогенных установок, как внутриличностных  регуляционных механизмов, обеспечивающих  реализацию поведения в рамках здорового  и безопасного образа жизни.

Задачи:

 

  • Ø Создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек.
  • Ø Пропаганда здорового образа жизни.
  • Ø Выявление трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и оказание своевременной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним.
  • Ø Развитие у подростков навыков конструктивного поведения, способствующих их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью.
  • Ø Формирование воспитывающих гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в семье, помощь в повышении педагогической культуры родителей.

 

 

  1. 4.    Основные направления реализации Программы:

 

! Здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности.

! Работа с семьей.

 

 

  1. 5.    Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

 

¨    Изменения дезадаптивных форм поведения учащихся на адаптивные.

¨    Здоровый образ жизни среди большинства подростков.

¨    Увеличение  объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.

¨    Успешная адаптация и социализация выпускников школы в современных условиях.

 

     

 

 

Мероприятия по реализации программы «Умей сказать «Нет!» по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков.

 

 

Мероприятие

Сроки

Исполнители

 

 

1. Здоровье детей  и основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

Задачи: Обучение содержательному проведению досуга, умению строить реальные жизненные планы и искать пути их  реализации; предупреждение пьянства, употребление наркотических, токсикоманических  веществ, курения среди учащихся, создание условий, препятствующих возникновению и распространению этих вредных привычек.

 

1.

Выявление детей, склонных к алкоголизму, табакокурению, наркомании

Сентябрь – май

  классные руководители

2.

Работа уголка «Береги здоровье смолоду» с информацией о различных болезнях, о профилактических мерах.

В течение года

Активисты волонтерского объединения

3.

Совместные проведения классных часов «Дым, уносящий здоровье», «Я и мое окружение», «Будущее не за горами», «Ты должен жить», «Мой выбор» и  тд.

 Ноябрь, декабрь, март, апрель, май

Активисты  волонтерского объединения классные руководители

4.

Акция «Время жить», посвященная Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь

классные руководители

5.

Конкурсы рисунков газет о вреде курения, алкоголизма, наркомании

Сентябрь-май

Активисты  волонтерского объединения

6.

Проведение декад  здоровья

Декабрь, апрель, май

Учителя физической культуры  

7.

Анкетирование «Мониторинг вредных привычек»

Сентябрь –май

  классные руководители

8.

Участия в районных спортивно-массовых мероприятиях

Сентябрь-май

Учителя физической культуры

9.

Организация Летнего отдыха учащихся, особенно детей группы «риска»

Сентябрь-май

Зам.директора по ВР,  классные руководители

 

 

2. Работа с семьей

 

 

 

Задачи: Предупреждение внутрисемейного вовлечение детей  в раннюю  алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними;

Формирование воспитывающих гуманистических нравственно и физически здоровых отношений в семье, помощь в повышении педагогической культуры родителей.

 

1.

Ежедневное собеседование с детьми «А комфортно ли тебе дома?»

Сентябрь-май

Классные руководители,     

2.

Выявление неблагополучных семей, их обследование, конкретная помощь детям

Сентябрь-май

Классные руководители,   

3.

Заседание Совета Профилактики - правонарушений

1 раз в четверть

зам.директора по ВР 

4.

Работа по соблюдению прав детей в семье, по взаимодействию семьи и школы,     решение конкретных жизненных ситуаций.

 

Сентябрь-май

  классные руководители

  

5.

Совместное посещение членами  Совета профилактики правонарушений и классными руководителями неблагополучных семей с целью проверки досуга детей и социально- бытовых условий

1 раз в месяц

Классные руководители

 

6.

Продолжение изучения условий жизни и воспитания детей в семьях

Диагностика:

- выявление воспитательных возможностей родителей

- исследование уровня образования родителей

- исследование категорий семьи

Сентябрь-май

Классные руководители,  

7.

Организация и проведение родительских собраний, всеобучей, совещаний,  

1 раз в четверть

  зам.директора по ВР

8.

Посещение семей вновь прибывших детей и детей «группы риска»

Сентябрь-май

Классные руководители,    

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Н.А. Сирота, А.М. Ялтонский «Профилактика наркомании у подростков» Москва, 2001г.

2. Короленко Ц.П. «Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития», Новосибирск, 1991г.

3. Максимова Н.Ю. «Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних», Москва, 2000г.

4. С Кун, С. Шварцвельдц «Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя», Москва 2004г.