![]() |
|
Утверждаю:
Директор школы ____________Рыжкова Т.М.
Программа
«Патриотического воспитание учащихся
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Росташевская средняя общеобразовательная школа»
Верхнехавского муниципального района
Воронежской области»
Срок реализации 2017-2020 учебный год
Программа
«Патриотического воспитание учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Верхнемазовская средняя общеобразовательная школа»Верхнехавского муниципального района Воронежской области».
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа Патриотического воспитания учащихся «МКОУ «Росташевская СОШ» «Патриотическое воспитание учащихся» на 2017-2020 уч. гг. |
Основной разработчик программы |
Педагогический коллектив МКОУ «Росташевская СОШ» |
Цель программы |
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, малой родине, своему народу. |
Задачи программы |
Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю, Отечеству. Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции. Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России, истории и обычаев малой родины.
|
Сроки реализации программы |
2017 - 2020 гг.
|
Исполнители основных мероприятий программы |
Обучающиеся 1–11-х классов, педагогический коллектив школы, родители, общественность, органы местного самоуправления. |
Основные мероприятия - программы |
Создание нормативной и содержательной базы патриотического воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения. Организационно-педагогическое обеспечение Программы. Система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания школьников. Освещение опыта патриотического воспитания.
|
Контроль за исполнением программы |
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация общеобразовательного учреждения. Практическую работу осуществляет педагогический коллектив.
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся. Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну. Снижение уровня правонарушений обучающихся. Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников. Развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества. Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе.
|
Актуальность программы
Программа «Воспитание гражданина России и патриота Родины» разработана на основе государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних, программы патриотического воспитания школьников Воронежской области и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».
Цель программы:
Задачи программы:
Настоящая программа предназначена для обучающихся 1 – 11 классов и их родителей, носит комплексный характер.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Программа воспитания «Воспитание гражданина России и патриота Родины» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.
Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:
- учебная деятельность;
- воспитательная работа;
- внеурочная деятельность (кружки и секции);
- социально-значимые дела и акции;
- трудовые КТД и акции;
- взаимодействие с родителями.
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.
Программа патриотического воспитания учащихся школы реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.
II категория: учащиеся 5–7-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
III категория: учащиеся 8-11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать обучающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Основные направления реализации программы:
сотрудничество с Верхнеплавицким СДК,
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
-Государственная программа
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 30 декабря 2015 г. № 1493
- Программа патриотического воспитания школьников Воронежской области.
-О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 05.10.2017)ЗАКОН ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ от 06 октября 2010 года N 103-ОЗ
Кадровые условия:
педагоги;
Материально-технические условия:
Учебное пространство
Спортивное пространство
Трудовое пространство
Компьютерный класс
Класс дистанционного обучения
Организационные условия:
- снижение правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
- профилактика противоправного поведения;
- создание условий для самореализации каждого ученика;
- актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
- развитие лидерских качеств и привлечение членов школьной детской организации (ДШО «Дружный», волонтерского отряда к решению социально значимых проблем;
- сотрудничество с социумом;
- включение школьников в реальные социально значимые дела.
Методическое обеспечение:
- обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки
учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
- работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Механизм реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляет за воспитательную работу, классные руководители.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
№ п/п |
Содержание работы |
срок |
Ответственные |
Информационно-мотивационное обеспечение. |
|||
1 |
Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания. |
2017- 2020 гг. |
Директор школы |
2 |
Создание базы данных по данному направлению деятельности. |
2017- 2020 гг. |
Ответственный за ВР |
3 |
Организация заседаний МО классных руководителей, педсовета по проблеме «Условия для воспитания личности Гражданина и Патриота». |
2018г. |
Ответственный за ВР |
Методическое обеспечение программы. |
|||
1 |
Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме. |
Сентябрь–декабрь 2018 г. |
Ответственный за ВР, библиотекарь |
2 |
Анализ методической литературы, статей и публикаций. |
2018 г. |
Ответственный за работу библиотекой. |
3 |
Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса. |
2017– 2020 гг. |
Ответственный за ВР, руководитель МО классных руководителей |
4 |
Оформление методической копилки по данной теме. |
В течение срока |
Ответственный за ВР |
Работа с педагогическими кадрами. |
|||
1 |
Педагогический совет: (тематические) «О концептуальных подходах к организации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях». |
2018– 2019 гг. |
Ответственный за УР и ВР |
2 |
Заседания ШМО классных руководителей: – «Планирование работы по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников». – «Методические рекомендации по проведению занятий дополнительного образования в рамках гражданско-патриотического воспитания школьников». – Работа детских школьных объединений по подготовке и проведению школьных конкурсов по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. |
2018–2019 гг. |
Ответственный за УР и ВР
Учитель физической культуры, Ответственный за ВР |
Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности. |
|||
1 |
Общешкольные родительские собрания |
2017- 2020 гг.
|
Классные руководители |
2 |
Лектории для родителей: «Толерантность в гражданско-правовом образовании» |
2017- 2020 гг.
|
Родительский комитет, ответственный за ВР |
3 |
Заседание родительского комитета по данному направлению |
В течение срока |
Родительский комитет |
Контроль, анализ и регулирование программы. |
|||
1 |
Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса. |
В течение всего периода |
Администрация школы, медработник |
Материально-техническая и финансовая поддержка программы. |
|||
1 |
Инвентаризация материально-технической базы школы: учебные кабинеты, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, спортинвентарь, канцтовары, музыкальная аппаратура, прикладной материал для обеспечения работы кружков, занятий, классных часов, лекций и т.д. |
В течение срока
В течение срока
|
Администрация, зав. кабинетами, завхоз, Управляющий Совет школы. |
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, изучение документации через ВШК и мониторинг воспитательной системы школы.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Снижение количества детей с девиантным поведением;
4. Деятельность детской организации, волонтерского отряда, и др. объединений;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и
соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Достигнутые результаты работы по программе:
- Разработка общешкольной программы по патриотическому воспитанию, а так же программ кружков гражданско-патриотической направленности для обучающихся.
- Мероприятия гражданско-патриотической направленности (согласно плану).
- Сотрудничество с районными организациями, осуществляющими гражданско-патриотическую работу.
- Сотрудничество с сельской библиотекой: изучение истории родного края, населения (цикл занятий – 2017-2020 учебный год).
- Работа волонтерского отряда: акции «Бессмертный полк», «Память», «Георгиевская ленточка» и др.
- Участие в клубных объединениях и мероприятиях Верхнемазовского СДК, по осуществлению программ патриотического воспитания.
План мероприятий по реализации программы
«Патриотическое воспитание учащихся»
2017-2020 гг.
1 направление: Связь поколений
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Трудовое воспитание |
||||
1 |
Трудовые акции, субботники |
1 и 4 четверть |
Классные руководители |
|
2 |
Классные часы по программе классных руководителей. |
В течение года |
Классные руководители |
|
3 |
Благоустройство (озеленение) классных комнат и пришкольной территории |
В течение года |
Классные руководители |
|
4 |
Работа творческих мастерских (при подготовке общешкольных мероприятий) |
В течение года |
Классные руководители |
|
5 |
Оформление классных уголков по профориентации |
Сентябрь |
Классные руководители |
|
6 |
Генеральные уборки классных комнат |
Раз в четверть |
Классные руководители |
|
Духовно-нравственное воспитание |
||||
7 |
Традиционные мероприятия:
|
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Май
|
Зам. по ВР, классные руководители |
|
8 |
Классные часы, беседы, тренинги по духовно-нравственному воспитанию |
В течение года
|
Классные руководители |
|
9 |
Информационно-просветительская работа (стенды, плакаты, презентации) |
В течение года |
Учителя предметники |
|
10 |
Акции:
|
В течение года |
Зам. по УВР и учителя предметники |
|
Эколого-краеведческое воспитание |
||||
12 |
Курсы по выбору экологической направленности |
1 и 4 четверть |
Учителя предметники |
|
13 |
Экологические акции:
|
1 и 4 четверть |
Учителя предметники |
|
14 |
Информационно-просветительская работа (стенды, учебные презентации, практические работы на территории школьного двора) |
В течение года |
Учителя предметники |
|
15 |
Летняя трудовая бригада |
Июнь |
Администрация |
|
16 |
Общешкольные мероприятия:
|
2 и 4 четверть |
Учителя предметники |
|
17 |
Экскурсии в природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе |
В течение года |
Учителя предметники |
|
18 |
Оформление комнаты национального быта |
1 четверть |
Зам. по УВР |
|
2 направление: Растим патриота и гражданина России
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
1 |
Исторические даты и события (по плану) |
В течение года |
Классные руководители |
|
2 |
Традиционные мероприятия:
|
Ноябрь Декабрь Февраль Май |
Зам. по УВР, учителя предметники, классные руководители |
|
3 |
Общешкольные мероприятия:
|
Февраль Май |
Зам. по УВР, учителя предметники, классные руководители |
|
5 |
Информационно-просветительская работа (оформление тематического стенда, выпуск тематических праздничных газет) |
В течение года |
Зам. по УВР |
|
6 |
Акции:
|
Май
|
Зам. по УВР |
|
8 |
Просмотр документальных фильмов по изучению истории России |
В течение года |
Учителя предметники |
|
3 направление: Здоровая нация
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Здоровьесбережение и приобщение к спорту |
||||
1 |
Борьба с гиподинамией: -физкультминутки; -организация подвижных игр |
В течение года |
Учителя предметники |
|
2 |
Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек |
Ежемесячно |
Классные руководители |
|
3 |
Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов, рисунков, просмотр видеофильмов |
В течение года |
Учителя предметники, классные руководители |
|
4 |
Школа здоровья: · Дни здоровья; · спортивные мероприятия; · спортплощадки; · спортивные игры |
В течение года |
Администрация, учителя физкультуры, ОБЖ |
|
5 |
Индивидуальная работа: · диагностика; · коррекционная работа; · помощь, консультирование обучающихся |
В течение года
|
Классные руководители, администрация |
|
6 |
Нормативное инструктирование обучающихся по охране труда, здоровья и жизни |
В течение года
|
Учителя предметники, классные руководители, администрация |
|
7 |
Устные и наглядные средства информации, просвещения и пропаганды знаний по ЗОЖ (беседы, дискуссии и т.п.) |
В течение года |
Учителя предметники, классные руководители |
|
Формирование ЗОЖ и профилактике асоциальных явлений |
||||
8 |
Беседы с учащимися о здоровом образе жизни |
В течение года |
Классные руководители, медсестра |
|
9 |
Проведение рейдов в вечернее время с целью занятости подростков |
На каникулах |
Участковый, администрация, классные руководители |
|
10 |
Просмотр видеофильмов по данной теме с последующим обсуждением |
В течение года |
Зам. по УВР |
|
11 |
Проведение профилактических медосмотров |
Сентябрь, октябрь |
Медкомиссия |
|
12 |
Подбор материала из периодической печати по вопросам ЗОЖ, оформление стендов |
В течение года |
Учителя предметники, классные руководители |
|
13 |
Составление картотеки и ведение личных дел учащихся, состоящих на различных видах учета |
По необходимости |
Классные руководители |
|
14 |
Организация работы внеурочной деятельности (контроль за занятостью обучающихся) |
В течение сентября |
Администрация |
|
15 |
Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на учете. |
в течение учебного года |
Классные руководители |
|
16 |
Рейды в семьи, состоящие на различных видах учета |
В течение учебного года |
Комиссия ПДН |
|
17 |
Контроль за посещаемостью занятий учащимися |
В течение учебного года |
Классные руководители |
|
18 |
Организация и проведение бесед работниками полиции с учащимися среднего и старшего звена школы |
В течение учебного года |
Администрация |
|
19 |
Проведение компьютерной диагностики определения характерологических особенностей учащихся и личностных отклонений |
По запросу |
Администрация |
|
20 |
Контроль за занятостью учащихся в каникулярный и летний период |
В период каникул |
Администрация |
|
4 направление: Я и моя семья
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Тематические родительские собрания, общешкольные родительские собрания с тематическим лекторием |
Раз в четверть, 2 раза в год |
Администрация, классные руководители |
2 |
Индивидуальные беседы с родителями обучающихся (о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах) |
В течение года |
Классные руководители |
3 |
Консультации, тестирование и анкетирование родителей |
В течение года |
Классные руководители |
4 |
Совместные встречи детей и родителей, организация вечеров отдыха, школьных и декадных праздников:
|
По плану
|
Зам. по УВР, классные руководители |
5 |
Приобщение родителей к помощи в благоустройстве и озеленении школьной территории (трудовой десант) |
В летний период |
Классные руководители |
6 |
Тематические классные часы. |
1 раз в четверть |
Классные руководители |