школа
  • +7 (47343) 7-64-24
Верхняя Плавица, Советская ул, 33

программа патриотического воспитания

Утверждаю:

Директор школы ____________Рыжкова Т.М.

                                            

 

 

 

 

 

Программа

«Патриотического воспитание учащихся

Муниципального  казенного общеобразовательного учреждения

«Росташевская  средняя общеобразовательная школа»

Верхнехавского муниципального района

Воронежской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации 2017-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

 

«Патриотического воспитание учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения «Верхнемазовская средняя общеобразовательная школа»Верхнехавского муниципального района Воронежской области».

 

Паспорт программы

Наименование программы

Программа

Патриотического воспитания учащихся

«МКОУ «Росташевская  СОШ»

«Патриотическое воспитание учащихся»

на 2017-2020 уч. гг.

Основной разработчик

программы

Педагогический коллектив

МКОУ «Росташевская  СОШ»

Цель программы

Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, малой родине, своему народу.

Задачи  программы

Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю, Отечеству.

Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции.

Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества.

Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры народов России, истории и обычаев малой родины.

 

Сроки реализации программы

2017 - 2020 гг.

 

Исполнители  основных

мероприятий программы

Обучающиеся 1–11-х классов, педагогический коллектив  школы, родители, общественность, органы местного самоуправления.

Основные мероприятия -

программы

Создание нормативной и содержательной базы патриотического воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения.

Организационно-педагогическое обеспечение Программы.

Система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания школьников.

Освещение опыта патриотического воспитания.

 

Контроль за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация общеобразовательного учреждения.

Практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

 

Ожидаемые результаты

реализации программы

Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.

Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну.

Снижение уровня правонарушений обучающихся.

Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников.

Развитие у обучающихся  потребности в изучении истории своего края и Отечества.

Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе.

 

   

Актуальность программы

 

      Программа «Воспитание гражданина России и патриота Родины» разработана на основе государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних, программы патриотического воспитания школьников Воронежской области и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

      Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

     На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».

Цель программы:

  • создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к   Отечеству, своему народу.

Задачи программы:

  • Воспитание у обучающихся любви и уважения к малой родине и Отечеству.
  • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
  • Создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции, основанной на соблюдении и пропаганде ЗОЖ.
  • Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
  • Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.
  • Повышение  качества патриотического воспитания в школе.

Настоящая программа предназначена для обучающихся 1 – 11 классов и их родителей, носит комплексный характер. 

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Программа воспитания «Воспитание гражданина России и патриота Родины» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.

Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:

-  учебная деятельность;

- воспитательная работа;

- внеурочная деятельность (кружки и секции);

- социально-значимые дела и акции;

- трудовые КТД и акции;

- взаимодействие с родителями.

            В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.

Программа патриотического воспитания учащихся школы реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II категория: учащиеся 5–7-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

III категория: учащиеся 8-11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать обучающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

 

 

 

 

 

Основные направления реализации программы:

 

  • учебная деятельность (через предметы);
  • система воспитательных мероприятий (класса, общешкольные, районные);
  • социально-значимые дела и акции (через школьное самоуправление, волонтёрское движение);
  • внеурочная деятельность (кружки и секции);
  • трудовые КТД и акции;
  • взаимодействие с родителями;

                     сотрудничество с Верхнеплавицким  СДК,

 

 

 Условия реализации программы

 

Нормативно-правовые условия:

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

-Государственная программа
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 30 декабря 2015 г. № 1493

- Программа патриотического воспитания школьников Воронежской области.

-О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 05.10.2017)ЗАКОН  ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ  от 06 октября 2010 года N 103-ОЗ

Кадровые условия:

педагоги;

Материально-технические условия:

Учебное пространство

Спортивное пространство

Трудовое пространство

Компьютерный класс

Класс дистанционного обучения

Организационные условия:

 - снижение правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;

- профилактика противоправного поведения;

- создание условий для самореализации каждого ученика;

- актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;

- развитие лидерских качеств и привлечение членов школьной детской организации (ДШО «Дружный», волонтерского отряда к решению социально значимых проблем;

- сотрудничество с социумом;

- включение школьников в реальные социально значимые дела.

Методическое обеспечение:

- обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;

- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки

учителей в области гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;

- работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

  

Механизм реализации

      Контроль за  реализацией  Программы осуществляет за воспитательную работу, классные руководители.

     Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

 

п/п

Содержание работы

срок

Ответственные

Информационно-мотивационное обеспечение.

1

Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания.

2017-

2020 гг.

Директор школы

2

Создание базы данных по данному направлению деятельности.

2017-

2020 гг.

Ответственный за ВР

3

Организация заседаний МО классных руководителей, педсовета по проблеме «Условия для воспитания личности Гражданина и Патриота».

2018г.

 Ответственный за ВР

Методическое обеспечение программы.

1

Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме.

Сентябрь–декабрь 2018 г.

Ответственный за ВР, библиотекарь

2

Анализ методической литературы, статей и публикаций.

2018 г.

Ответственный за работу библиотекой.

3

Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса.

2017–

2020 гг.

Ответственный за ВР, руководитель МО классных руководителей 

4

Оформление методической копилки по данной теме.

В течение срока

Ответственный за ВР

Работа с педагогическими кадрами.

1

Педагогический совет: (тематические)

 «О концептуальных подходах к организации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях». 

2018–

2019 гг.

Ответственный за УР и ВР

2

Заседания ШМО классных руководителей:

– «Планирование работы по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников».

– «Методические рекомендации по проведению занятий дополнительного образования в рамках  гражданско-патриотического воспитания школьников».

– Работа детских школьных объединений по подготовке и проведению школьных конкурсов по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
– Организация в каникулярное время в школе физкультурно-оздоровительной работы и спортивно-массовых мероприятий.
– Сотрудничество школы и социума в летний период

2018–2019 гг.

 

 Ответственный за УР и ВР

 

 

 

 

 

Учитель физической культуры,

Ответственный за ВР

Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.

1

Общешкольные родительские собрания

2017-

2020 гг.

 

Классные руководители

2

 Лектории для родителей: 
 «Духовная жизнь в семье»,
 «Как организовать отдых ребенка»,
 «Права ребенка»,

«Толерантность в гражданско-правовом образовании»

2017-

2020 гг.

 

 

Родительский комитет, ответственный за ВР

3

Заседание  родительского комитета по данному направлению

В течение срока

Родительский комитет

Контроль, анализ и регулирование программы.

1

Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса.
Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, игр, характера деятельности учащихся.
Анализ результатов творческой деятельности.

В течение всего периода

Администрация школы, медработник

Материально-техническая и финансовая поддержка программы.

1

Инвентаризация материально-технической базы школы: учебные кабинеты, актовый зал, спортивный  зал, спортивная площадка, спортинвентарь, канцтовары, музыкальная аппаратура, прикладной материал для обеспечения работы кружков, занятий, классных часов,  лекций и т.д.
Привлечение Управляющего Совета к вопросу поиска источника финансирования программы.
Привлечение спонсорских средств.

В течение срока

 

В течение срока

 

Администрация, зав. кабинетами, завхоз,

Управляющий Совет школы.
Администрация школы.

 

 Оценка эффективности реализации программы

     Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, изучение документации через ВШК и мониторинг воспитательной системы школы.

Нравственно-духовные параметры

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

Количественные параметры:

1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; 

2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); 

3.     Снижение количества детей с девиантным поведением; 

4.     Деятельность детской организации, волонтерского отряда, и др. объединений; 

5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 

6.     Проведение мероприятий. 

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

-       создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания   представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,   

        формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих 

        поколений; 

-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского

        государства, формирование активной жизненной позиции; знание и

        соблюдение норм правового государства;

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших

        ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в

        практической деятельности.

     Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

 

Достигнутые результаты работы по программе:

 

- Разработка общешкольной программы по патриотическому воспитанию, а так же программ кружков гражданско-патриотической направленности для обучающихся.

- Мероприятия гражданско-патриотической направленности (согласно плану).

- Сотрудничество с районными организациями, осуществляющими гражданско-патриотическую работу.

- Сотрудничество с сельской библиотекой: изучение истории родного края, населения (цикл занятий – 2017-2020 учебный год).

- Работа волонтерского отряда: акции «Бессмертный полк», «Память», «Георгиевская ленточка» и др.

- Участие в клубных объединениях и мероприятиях Верхнемазовского СДК, по осуществлению программ патриотического воспитания.

 

                                   

                           

План мероприятий по реализации  программы

«Патриотическое воспитание учащихся»

2017-2020 гг.

 

 1 направление: Связь поколений

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Трудовое воспитание

1

Трудовые акции, субботники

1 и 4 четверть

Классные руководители

2

Классные часы по программе классных руководителей.

В течение года

Классные

руководители

3

Благоустройство (озеленение) классных комнат и пришкольной территории

В течение года

Классные руководители

4

Работа творческих мастерских (при подготовке общешкольных мероприятий)

В течение года

Классные руководители

5

Оформление классных уголков по профориентации

Сентябрь

Классные руководители

6

Генеральные уборки классных комнат

Раз в четверть

Классные руководители

                 

Духовно-нравственное воспитание

7

Традиционные мероприятия:

  • День знаний
  • День учителя
  • День матери
  • Новогодний праздник
  • День Защитника Отечества
  • 8 Марта
  • День семьи

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

 

Зам. по ВР, классные руководители

8

Классные часы, беседы, тренинги по духовно-нравственному воспитанию

В течение года

 

Классные руководители

9

Информационно-просветительская работа (стенды, плакаты, презентации)

В течение года

Учителя предметники

10

Акции:

  • «Белый цветок»
  • «Поздравь учителя» и др.

В течение года

Зам. по УВР и учителя предметники

                 Эколого-краеведческое воспитание

12

Курсы по выбору экологической направленности

1 и 4 четверть

Учителя предметники

13

Экологические акции:

  • «Чистый школьный двор»
  • «Долой мусор!»
  • «Чистый берег!»
  • «Чистая река!»
  • «Школьная клумба»

1 и 4 четверть

Учителя предметники

14

Информационно-просветительская работа (стенды, учебные презентации, практические работы на территории школьного двора)

В течение года

Учителя предметники

15

Летняя трудовая бригада

Июнь

Администрация

16

Общешкольные мероприятия:

  • Конкурс экологического рисунка и плаката
  • День Земли
  • Конкурс экологической сказки (2-5 класс)
  • Конкурс «Лучший зелёный уголок»

2 и 4 четверть

Учителя предметники

17

Экскурсии в природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе

В течение года

Учителя предметники

18

Оформление комнаты национального быта

1 четверть

Зам. по УВР

         
         

 

2 направление: Растим патриота и гражданина России

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Исторические даты и события            (по плану)

В течение года

Классные руководители

2

Традиционные мероприятия:

  • День народного единства
  • День героев Отечества
  • Уроки мужества
  • День Защитника Отечества
  • День Победы
  • День памяти и скорби

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам. по УВР, учителя предметники, классные

руководители

3

Общешкольные мероприятия:

  • Митинги
  • Смотр строя и песни
  • Уход за мемориалам

Февраль

Май

Зам. по УВР, учителя предметники, классные

руководители

5

Информационно-просветительская работа (оформление тематического стенда, выпуск тематических праздничных газет)

В течение года

Зам. по УВР

6

Акции:

  • «Георгиевская лента»
  • «Бессмертный полк»

 

Май

 

Зам. по УВР

8

Просмотр документальных фильмов по изучению истории России

В течение года

Учителя предметники

         

 

3 направление: Здоровая нация

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Здоровьесбережение и приобщение к спорту

1

Борьба с гиподинамией:

-физкультминутки;

-организация подвижных игр

В течение года

Учителя

предметники

2

Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек

Ежемесячно

Классные

руководители

3

Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов, рисунков, просмотр видеофильмов

В течение года

Учителя предметники, классные руководители

4

Школа здоровья:

·         Дни здоровья;

·         спортивные мероприятия;

·         спортплощадки;

·         спортивные игры

В течение года

Администрация, учителя физкультуры, ОБЖ

5

Индивидуальная работа:

·         диагностика;

·         коррекционная работа;

·         помощь, консультирование обучающихся

В течение года

 

Классные

руководители,

администрация

6

Нормативное инструктирование обучающихся по охране труда, здоровья и жизни

В течение года

 

Учителя предметники, классные руководители, администрация

7

Устные и наглядные средства информации, просвещения и пропаганды знаний по ЗОЖ (беседы, дискуссии и т.п.)

В течение года

Учителя предметники, классные руководители

Формирование ЗОЖ и профилактике асоциальных явлений

8

Беседы с учащимися о здоровом образе жизни

В течение года

Классные руководители, медсестра

9

Проведение рейдов в вечернее время с целью занятости подростков

На каникулах

Участковый, администрация, классные руководители

10

Просмотр видеофильмов по данной теме с последующим обсуждением

В течение года

Зам. по УВР

11

Проведение профилактических медосмотров

Сентябрь, октябрь

Медкомиссия

12

Подбор материала из периодической печати по вопросам ЗОЖ, оформление стендов

В течение года

Учителя предметники, классные руководители

13

Составление картотеки и ведение личных дел учащихся, состоящих на различных видах учета

По необходимости

Классные руководители

14

Организация  работы  внеурочной деятельности (контроль за занятостью обучающихся)

В течение сентября

Администрация

15

Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на учете.

в течение учебного года

Классные руководители

16

Рейды в семьи, состоящие на различных видах учета

В течение учебного года

Комиссия ПДН

17

Контроль за посещаемостью занятий учащимися

В течение учебного года

Классные руководители

18

Организация и проведение бесед работниками полиции с учащимися среднего и старшего звена школы

В течение учебного года

Администрация

19

Проведение компьютерной диагностики определения характерологических особенностей учащихся и личностных отклонений

По запросу

Администрация

20

Контроль за занятостью учащихся в каникулярный и летний период

В период каникул

Администрация

         

 

4 направление: Я и моя семья

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Тематические родительские собрания, общешкольные родительские собрания с тематическим лекторием

Раз в четверть, 2 раза в год

Администрация, классные руководители

2

Индивидуальные беседы с родителями обучающихся (о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах)

В течение года

Классные руководители

3

 

Консультации, тестирование и анкетирование родителей

В течение года

Классные руководители

4

Совместные встречи детей и родителей, организация вечеров отдыха, школьных и декадных праздников:

  • День знаний
  • День матери
  • Новогодний праздник
  • 8 Марта
  • Последний звонок

По плану

 

Зам. по УВР, классные руководители

5

Приобщение родителей к помощи в благоустройстве и озеленении школьной территории (трудовой десант)

В летний период

Классные руководители

6

Тематические классные часы.

1 раз в четверть

Классные руководители