школа
  • +7 (47343) 7-64-24
Верхняя Плавица, Советская ул, 33

программа Мир семьи и школы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Росташевская средняя общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

 

 

Программа

по организации курсов для родителей

«Мир семьи и школы».

 

 

 

 

 

 

Разработали:

                                                                         Попова Ольга Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

«Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных свя­зях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяй­ство» (Соловьев Н. Я., 1977). Семья играет огромную роль в жизни, как отдель­ной личности, так и всего общества.

Семья – это коллектив, в котором каждому должно быть комфортно и уютно. А это значит, необходимо научить воспитанников искусству ладить с людьми, ценить в них лучшее, уметь сотрудничать, а если понадобится – определять свою позицию по отношению к поступку другого человека и находить "бескровное" решение назревшей проблемы.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

Данная программа предназначена для работы с родителями и учащимися. Рекомендуется классным руководителям, психологам, социальным педагогам и всем специалистам, занимающимся проблемами семейного воспитания.

 

Целью программы является формирование  навыков  и самокорректировки родительской позиции.

 

Программа ориентируется на:

-выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

- разрешение споров и конфликтов;

-профилактику семейного неблагополучия;

-повышения уровня правовой культуры в области семейного права;

- формирования и повышения экономической грамотности семьи;

- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;

- пропаганду семейных традиций и ценностей российской семьи.

 

Задачи программы:

- формирование навыка и потребности, повышения мотивации учиться родительству;

- содействие развитию ключевых компетенций родителей;

-пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;

- содействие развитию навыков родительского самообразования;

- формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Основы семейной психологии.

 

1

Знакомство семей друг с другом.

1

Беседа,

рассказы о своих семьях,

рисунок семьи

2

Адаптация в 1 классе

1

Беседа

 

3

Поощрение и наказание в воспитании детей                                                   

1

Лекция

4

Авторитет родителей                        

1

Лекция

5

Психологический климат в семье для успешного обучения в школе             

1

Лекция

6-7

Конфликт и его причины.  Способы разрешения конфликтов в семье.

2

Лекция .Обмен мнениями

8

Эффективные способы разрешения конфликтной ситуации.

1

Семинар

9

Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки

1

Лекция

Основы семейного уклада

 

10

Современная российская семья и ее проблемы

1

Лекция

11

Семейный уклад, как динамическая система

1

Лекция

12

Этапы развития семейного уклада

1

Лекция

13

Этика семейных отношений

1

Лекция

14

Особенности родительского отношения до и после поступления ребенка в школу

1

Лекция

15

Значение эмоций для формирования

положительного взаимодействия ребенка

с окружающим миром

1

Лекция

16

Семейные обычаи

1

Лекция Практика

17

Семейные  традиции .

 

1

Лекция Практика

18

Семейный досуг: игры, праздники

1

Теория

Практика

Основы семейного права

19

Я - гражданин

1

Лекция

20

В жизни главное – семья!

1

Теория, эссе

21

Семейное право.

 

Видео лекция

22

Права детей.

1

Беседа

23

Преступная деятельность в среде подростков.

1

Беседа

24

Права и обязанности родителей          

1

Круглый стол

25

Если семья не выполняет своих обязанностей…

1

Беседа, анкетирование

26

Распределение пространства в семье.

1

Беседа. Обмен мнениями

27

Нравственные законы жизни

1

лекторий

Основы семейного воспитания

28

Я и вся моя семья

1

 

29

Роль родителей в воспитании ответственного ребенка

1

Теория.

 

30

Образ жизни современной российской семьи. Положение детей в системе семейных отношений.

1

Этическая беседа

31

Как влияет психологический климат в семье на здоровье ребенка?

1

Дискуссия

 

32

В семье непорядок – в школе беспорядок.

1

Дебаты

33

Взаимоотношения различных поколений в семье.

1

беседа Практика

 

Диалог в семейном общении

1

Лекция

34

«Сфера ответственности»

1

Тренинг

35

 Какие мы родители?

1

Тест. Собеседование

История семьи, история рода

37-38

Пути и формы исследования истории семьи и рода.

2

Беседа

39-40

История семьи. Семейная память

2

Лекция Практика  

41-42

Моя семья

2

Лекция Практика 

43-44

Моя родословная

2

Практика

45

Мы – лучшие родители

 

1

Тестирование  по ситуациям. Беседа

Основы здорового образа жизни.

46

Здоровый образ жизни - что это?

1

Беседа

47

Как сохранить наше здоровье? 

 

1

Дискуссия-дебаты.

 

48

Спорт в моей семье

1

Фотомарафон

49

Личная гигиена семьи.

1

Беседа

50

Вредные привычки.

1

Беседа

51

О вреде иностранных мультфильмов.

1

дискуссия

52

Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье

1

Семинар. Практика.

53

Энергетические  напитки: за и против

1

дискуссия

54

Мама, папа, я – спортивная семья

1

Спортивный семейный праздник

Основные формы взаимодействия семьи  и образовательной организации

55-56

Приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи

2

Лекция

57

Привлечение родителей к совместной деятельности с ребёнком, организации его жизни в школьном коллективе

 

1

Лекция

58

Ребенок в среде сверстников

1

Лекция

 

59

Правила культуры общения.

1

Лекция

60-61

Метод введения новых видов деятельности и общения с учётом возрастных особенностей

 

2

Лекция

62

Педагогические условия, как обстоятельства

процесса обучения и воспитания

 

1

Лекция

63

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

 

1

Лекция

Семейный бюджет.

64

Семейные заботы

1

Лекция

65

Трудности и проблемы развития семьи

1

Лекция

66-67

Основные составляющие семейного бюджета

2

Лекция

68

Ведение семейного бюджета. Анализ семейного бюджета.

1

Лекция

69

Этапы ведения Семейного Бюджета. Постановка целей

1

Практика

70-71

Предупреждение расходов или профилактика расходов

семейного бюджета

 

2

Лекция

72

Финансовый план для идеальной семьи

 

1

Лекция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

№ п/п

Тема

Основное содержание.

Основы семейной психологии.

 

1

Знакомство семей друг с другом.

 

Обсудить и записать любые 8-10 достижений семьи, которыми гордятся её члены, и 8-10 положительных качеств личности каждого члена семьи; представить свою семью в виде какого-либо рисунка, схемы и т.д

 

2

«Адаптация в 1 классе».

 

Особенности адаптационного периода первоклассников. Психологические особенности учащихся 1 класса. Рекомендации.

 

3

«Поощрение и наказание в воспитании детей».

 

Значимость поощрения и наказания. в воспитании детей. Общие правила поощрения и наказания детей.     

4

«  Авторитет родителей».

 

Родители - самый яркий пример жизни. Авторитет родителей. Пример для подражания . 

5

«Психологический климат в семье для успешного обучения в школе».

 

Психологический климат семьи и способы его поддержания. Возможные нарушения психологического здоровья ребёнка

6-7

Конфликт и его причины. Способы разрешения конфликтов.

 

Понятие «конфликт». Причины и предпосылки конфликтов. Конфликт с собой. Конфликт с другими. Конфликт личности и группы. Способы предотвращения различных видов конфликтов. Анкета «Каким человеком я себя вижу».

Анкета «Каким человеком я себя вижу»  (Анкета подписывается по желанию.)

  1. Что значит "обидеть человека"?
  2. За что, по моему мнению, можно обидеть человека?
  3. Каким способом можно нанести обиду?
  4. Обижаю ли я окружающих меня людей?
  5. Когда подобное случилось со мной в последний раз?
  6. Извинился ли я, осознав свою вину?
  7. Обижают ли меня?
  8. Когда подобное случилось со мной в последний раз?
  9. Извинились ли передо мной?
  10. Как поступаю я, если при мне обижают другого человека?

 

8

Эффективные способы разрешения конфликтной ситуации.

Просмотр фрагмента фильма "Розыгрыш". Обсуждение и анализ просмотренного сюжета. Ознакомление  со стратегиями выхода из конфликтов, предложенными К. Томасом. Выбор способа разрешения конфликта. Обсуждение в группах по 4 чел. Обобщение результатов работы в группах. Какой опыт приобрели участники конфликта? Правила конструктивного поведения в конфликте.

 

9

Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки

Что такое самооценка. Виды самооценки.  Самооценка у детей, её адекватность и последствия неадекватности.

Основы семейного уклада

 

10

Современная российская семья и ее проблемы

Семья как социальный институт: понятие и сущность. Основные функции семьи. Проблемы семьи.

11

Семейный уклад, как динамическая система

 

Беседа об устоявшихся стилях семейного поведения, о динамике развития семьи, об отношениях членов семьи друг к другу.

 

12

Этапы развития семейного уклада                                                                                           

Этапы развития семейного уклада: выход из родительской семьи, семья молодоженов, рождение первенца, дети растут, уход детей из семьи, выход супругов на пенсию.

 

13

Этика семейных отношений

Что такое этика. Любовь как высшая ценность Потребность любить и быть любимым. Этика семейных отношений

 

14

Особенности родительского отношения до и после поступления ребенка в школу

 

Беседа о  влиянии родительского отношения на психическое развитие ребенка до и после поступления его в школу.

 

15

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром

 

Беседа  о том, как позитивные эмоции родителей влияют на развитие ребенка

 

16

Семейные обычаи

 

Беседа «Обычаи и семейный быт семьи». Роль семейных традиций в воспитании ребенка.

Игра «Вопрос – ответ».

Игра «Вопрос – ответ». Предлагаем родителям цветок – ромашку. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ.

  1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
  2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
  3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
  4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

 

17

Семейные  традиции.

Понятие «традиции».   Знакомство с популярными семейными традициями.  Значение семьи в жизни человека. Семейное счастье – миф или реальность? Радость семейной жизни. Просмотр мультфильмов цикла «Гора самоцветов». 

 

18

Семейный досуг: игры, праздники

Что такое - совместный отдых семьи. Виды совместного отдыха родителей и детей. Семейные игры для детей и взрослых дома.

Основы семейного права

 

19

Я – гражданин

 

 

Кто такой гражданин?  Кого можно назвать настоящим сыном своего отечества. Основные обязанности гражданина.

20

В жизни главное – семья!

 

 Семья как социальный институт общества. Что такое «семья»? Зачем люди создают семьи. Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, которое объединяет её членов. Значение семьи в жизни человека. Главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал род человеческий. Главная обязанность семьи – воспитание детей. Семейный кодекс РФ о помощи семье со стороны государства и соблюдении её прав

21

Семейное право.

 

Просмотр видео лекции

 

22

Права детей.

 

История международного и российского законодательства об охране прав ребенка.

«Конвенция ООН о правах ребенка». «Семейный кодекс РФ».

Опрос подопечных детей и их приёмных родителей на тему «Знаешь ли ты свои права?»

Тест

Ответьте на вопросы, обведя правильный ответ в кружок

Каким правом обладает ребёнок до рождения?

1) включается в круг наследников по закону;

2) иметь семью;

3) на гражданство.

В каком возрасте возникает правоспособность?

1) с 1 года;

2) с рождения;

3) с 10 лет.

С какого возраста ребёнок может самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие соответствующей регистрации?

1) с 10 лет;

2) с 14 лет;

3) с 6 лет.

С наступлением какого возраста обязательно учитывается мнение ребёнка по вопросам, затрагивающим его интересы? В ряде случаев органы опеки и попечительства могут принять решение только с согласия ребёнка.

1) с 14 лет;

2) с 16 лет;

3) с 10 лет.

В каком возрасте ребёнок получает паспорт - документ, удостоверяющий его принадлежность к российскому гражданству?

1) в 14 лет

2) в 16 лет

3) в 18 лет

 

23

Преступная деятельность в среде подростков.

 

 

Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это преступление. Ответственность родителей за преступления своих детей.

 

24

«Права и обязанности родителей».

Положение о правах и обязанностях родителей обучающихся. Гражданский и семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.

 

25

Если семья не выполняет своих обязанностей…

 

          Межличностные отношения в семье. Конституция РФ о родительских обязанностях. Решение суда в отношении семей, не выполняющих государственных законов.

 

26

Распределение пространства в семье.

 

Есть ли в доме место, где собираются все члены семьи, чтобы отдохнуть, приятно провести время? Своё место ребенка в семье.

В понятие «своё место» входит и место за столом, и место для вещей ребенка (собственная полка), и собственная кружка, т.е. всё, что позволяет ребенку ощутить собственное место в семье. Важно, чтобы ребенок (как и другие члены семьи) чувствовал себя хозяином, ответственным за это место.

 

 

27

Нравственные законы жизни.

 

Основы нравственных отношений в семье. О запрещенных и нежелательных выражениях в семье. Ступени порядочности.

Тест 1 На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?

Тест 2 Занимаюсь ли я воспитанием своего ребенка?

Тест 1

На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?

 

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.

- Иногда немного жаль, что ребенок вырастит и станет взрослым.

- Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а фантазирует.

- Современные школьные программы чересчур сложны.

- Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

- Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

- Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.

- Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

- Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

- У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

- Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.

- Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.

- В детстве всем необходимы занятия спортом.

- За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

- Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком  многого.

- Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

 

Итоги:

15 -20 баллов

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

 

8 – 11 баллов

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

 

Менее 8 баллов

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

 

Тест 2

Занимаюсь ли я воспитанием своего ребенка?

1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом учебном году и сколько в нынешнем?

(Справьтесь теперь у сына или дочери):

а) я назвал(а) число предметов точно;

б) почти точно;

в) крепко напутал(а).

2. Сколько родительских собраний вы посетили?

а) я посетил(а) все (или пропустил(а) одно);;

б) пропустил(а) два;;

в) не посетил(а) ни одного по различным причинам.

3. Из преподавателей, работающих в классе моего ребенка:

а) я знаю всех;

б) знаю некоторых;

в) знаю только одного.

4. Сколько раз в прошлом учебном году (хотя бы ради интереса) вы просматривали тетради и учебники своего ребенка?

а) я делал(а) это периодически;

б) один-два раза в четверть (в течение года);

в) не делал(а) этого ни разу.

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и вы не способны ему помочь, что вы будете делать:

а) обращусь за помощью к учителям или другим людям;

б) пойду в дирекцию школы;

в) заставлю ребенка серьезнее учить неподдающиеся предметы.

6. Большинству ребят нравится заниматься группами, поэтому, когда к вам приходят друзья вашего ребенка, чтобы позаниматься, вы:

а) принимаете их и, если не можете помочь им в занятиях, то хотя бы создаете условия для занятий;

б) они очень вам мешают, но вы их принимаете;

в) предпочитаете, чтобы они это делали в другом месте.

 

Ключ к тесту:

Если вы избрали для ответа от 6 до 4 пунктов под буквой «а»:

Очень хорошо! Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в таком возрасте, когда на его пути встречается много трудностей, ребенок нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

Если вы избрали для ответа от 6 до 4 пунктов под буквой «б»:

Вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка, но будьте осторожны! Могут возникнуть всевозможные «проблемы». Неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка. Не забывайте об этом.

Если вы избрали для ответа от 6 до 4 пунктов под буквой «в»:

Будьте честным до конца и примите к сведению, что первым человеком, который должен прийти на помощь своему ребенку в вопросах учебы, - это вы и все остальные члены семьи. Однако не надо впадать в крайности. Просто постарайтесь, начиная с этой учебной четверти, с этого учебного дня  делать все так, как об этом написано хотя бы в пунктах под буквой «б». А затем поставьте перед собой цель добиться, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно дать ответы под буквой «а». При желании вы сможете этого добиться.

 

Основы семейного воспитания

 

28

Я и вся моя семья

 

Беседа «Семья вся вместе – душа на месте». Понятие «семья». Беседа о семье. Отношения в семье. Уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Психолого-педагогическая диагностика:

  • наблюдение
  • беседа
  • тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)
  • анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок»,

 « Незаконченное предложение»)

  • материалы детского творчества
  • интерактивные игры

Тест «Я родитель, я – приятель».

  1. Ваш ребенок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу выступления рок-музыкантов. Как вы поступите?

а) выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро заканчивается;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с просьбой.

  1. Вы видите в своих  детях:

а)  людей, равных себе;

б) людей, копирующих вас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.

  1. Какую прическу вы предпочитаете?

а) которая больше всего вам подходит;

б) которая отвечает последней моде;

в) которая копирует чью-то прическу.

г) которая копирует стиль ребенка.

  1. Немного о возрасте родителей:

а) знают ли дети ваш возраст;

б) вы подчеркиваете возрастную черту между родителями и детьми;

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

 

  1. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

а)  стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок,

в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит.

  1. Ваш сын – подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

а) посчитаете это личным делом ребенка;

б) станете подшучивать над его поступком;

в) признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.

  1. Музыка звучит в доме на максимальную громкость.

а) вы затыкаете уши ватой;

б) уменьшаете громкость;

в) миритесь с увлечением своего ребенка;

г) включаете еще громче.

  1. Если вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь ему не возражать;

б) признаете его правоту;

в) спорите до полной победы;

г) уходите от спора.

  1. Ваш ребенок празднует день рождения:

а)  вы вместе с ним за одним столом;

б) оставляете ребят одних;

в) обслуживаете ребят за столом;

г) уходите из дома.

  1. Дети идут на дискотеку:

а) вы идете вместе с ними;

б) вы не разрешаете им идти;

в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г) вы ограничиваете их во времени.

  1. В общении со своими детьми вы:

а) откровенны;

б) закрыты;

в) сдержанны.

  1. В отношениях со своими детьми вы ведете себя:

      а) как приятель;

      б) как строгий судья.

Оценку теста вы можете сделать сами, так как наглядно он очень информативен. Задайте себе вопрос, чего получилось больше «+» или « -«.

 

29

Роль родителей в воспитании ответственного ребенка

 

Обсуждение понятия ответственности, определение сфер ответственности в воспитании ответственного ребенка.  Взаимодействие педагогов и  родителей в воспитании ответственного ребенка.

 

30

Образ жизни современной российской семьи. Положение детей в системе семейных отношений.

 

Социальные проблемы населения. Радикальные реформы, призванные повысить уровень жизни. Семейно – бытовая сфера. Домашний труд. Жизнь сельских семей. Учебная деятельность в семье. Здоровье. Свободное время ребенка.

 

31

Как влияет психологический климат в семье на здоровье   ребенка?

 

Благоприятный и неблагоприятный климат в семье. Тревожность. Эмоциональный дискомфорт. Отчуждение. Уют. Позитивное самоощущение ребенка. Полная семья. Совместное проживание. Личный пример.

 

32

 

В семье непорядок – в школе беспорядок.

 

Беспорядок в душе. Родители и педагоги. Помощь социального педагога. Классный руководитель. Система взаимодействия семьи и школы

33

Взаимоотношения различных поколений в семье.

 

Детско-детские отношения. Родительские отношения. Субординация в семье. Детско-родительские отношения.

 

34

Диалог в семейном общении

Что такое диалог. Что он предполагает и какую роль играет.

35

«Сфера ответственности»

 

Правила участия:

1.Доверительный стиль общения

2. Общение по принципу «здесь и теперь»

3. Отказ от безличных речевых форм, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...»,

«Я думаю...»

4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

5. Уважение говорящего, умение слушать

      

36

«Какие мы родители»

Тест: «Какие мы родители»

Часто ли вы задумываетесь над тем, хорошие ли вы родители для наших детей и

справляетесь ли вы со своими обязанностями воспитателей? Итак, какие вы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

1.Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на эту тему?

2.Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

3.Если ребенок предлагает вам помощь, примите ли вы ее, даже если при этом дело может    задержаться?

4.Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его    поведение результатом вашего воспитания?

5.Используете ли вы формулу запрета или приказа только тогда, когда это действительно    необходимо?

6.Считаете ли вы что последовательность, есть один из педагогических принципов? 

7.Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8.Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного    развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего

ребенка?

10.Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа:

 «У меня нет времени» или      «Подожди, пока я закончу работу»?

 

История семьи, история рода

 

37-38

Пути и формы исследования истории семьи и рода.

 

Беседа о путях  и формах исследования истории семьи и рода. Значений слов «фамилия»,  «семья», «семейство», «супруги». Методы получения информации : исторический, биографический, информационный, беседа, опрос старших поколений семьи, анализ собранных данных

 

39-40

История семьи. Семейная память

История семьи. Семейная память. Преемственность в семье Почему важно знать историю своей семьи? Возможность осмысления уроков истории рода и задач рода, семьи, отдельных членов семьи. Память рода. Проблема нравственной и духовной преемственности в семье. Ответственность перед родом. Изучаем историю своей семьи. Семейный архив. Семейные реликвии и домашние святыни. История семьи в преданиях и воспоминаниях. Летопись семьи в старинных и современных фотографиях. Семейный фотоальбом. История страны в истории семьи. Семейные рассказы о профессиях. Традиции выбора профессии в семье

41-42

Моя семья

История фамилии семьи. Фамилия как указание родства. Однофамильцы. Кто и как продолжает фамилию семьи. Мать. Отец, отчество. Пословицы, поговорки и стихи о матери и об отце. Происхождение отчества в русской культуре. Отчизна. Отечество. Родители. Семья. История рода. Род, родня, родные. Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. Бабушки и дедушки в русских сказках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье. Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье Семейные обязанности в истории русской культуры. Зачем нужны обязанности? Мои обязанности в семье.

43-44

Моя родословная

Оформление генеалогического древа «Моя родословная». Изучение истории семьи, фамилии. Нравственный аспект создания генеалогического древа.

 

45

Мы – лучшие родители

 

Чем отличаются хорошие родители от лучших? Как стать хорошими родителями?

Проверьте себя при помощи простого теста, к первым вы относитесь или ко вторым.

Тест.

СИТУАЦИЯ ПЕРВАЯ: РЕБЕНОК ПОДХОДИТ И СПРАШИВАЕТ: «ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ ДО НЕБА?»

Хорошие родители

«Конечно, я тебя очень люблю, но говорить «люблю до неба» неправильно».

Лучшие родители

Пренебрегают нормами языка и здравым смыслом, когда речь идет о любви. Они любят и «до неба», и «как триллион других мам одновременно», и «так сильно, что сейчас обниму и не отпущу весь день», и «как солнышко лучиками».

Даже взрослые страдают от недостатка любви. Но если они способны оценивать отношение близких к себе по их поступкам, то дети нуждаются в более ярких, эмоциональных проявлениях любви — подбрасывании, крепких объятиях, поцелуях на ночь, ласковых прозвищах и гиперболизированных сравнениях. Хотя для лучших родителей никакого преувеличения в этом нет. Они и правда любят до неба!

СИТУАЦИЯ ВТОРАЯ: МАМА ЗАХОДИТ В КОМНАТУ И ВИДИТ, ЧТО РЕБЕНОК ИЗРИСОВАЛ СТЕНЫ ФЛОМАСТЕРОМ

Хорошие родители

Говорят: «Мне надо успокоиться, а потом поговорим» — и уходят на время в другую комнату, чтобы не устроить ребенку разнос.

Лучшие родители

Не так сдержанны. Они могут и накричать. (НО! Не позволяйте себе обзывать ребёнка, унижать и не зацикливайтесь.) А потом и успокаиваются все вместе.

Негативная реакция на поступки — тоже доказательство любви: вам не все равно. Причем негативная реакция нужна, даже если позитива хватает. Это тот стресс, который помогает освежить отношения. Дети иногда именно с этой целью начинают капризничать. Чтобы их поругали, чтобы они поплакали, а потом все вместе начали мириться. Хотя, разумеется, с эмоциями перебарщивать нельзя. «Накричать» — значит, эмоционально выразить свое отношение к происходящему, а не обзывать или устрашать.

СИТУАЦИЯ ТРЕТЬЯ: РЕБЕНОК СЛЕПИЛ В ПЕСОЧНИЦЕ КУЛИЧИК И ПРЕДЛАГАЕТ РОДИТЕЛЯМ ПОПРОБОВАТЬ

Хорошие родители

«Ах, какой хороший куличик ты слепил! Только не надо его так близко к моему лицу подносить. Это же песок, в нем микробы».

Лучшие родители

Очень натурально имитируют, что едят, изображая удовольствие, просят слепить еще десяток — угостить всех мам вокруг.

Мы поощряем стремление детей стать большими: отвечаем на вопросы, всячески развиваем. Но этого мало. Надо, чтобы мы сами оказывались в детской реальности, — тогда сможем лучше понимать и чувствовать малышей. Это поможет вам сблизиться, стать друг для друга самыми близкими.

СИТУАЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: МАЛЫШ ПОССОРИЛСЯ С ДРУГИМ РЕБЕНКОМ И ПРИШЕЛ К РОДИТЕЛЯМ ЖАЛОВАТЬСЯ

Хорошие родители

Говорят: «В любом конфликте виноваты оба. Реши, в чем твоя ошибка, и посмотри на это со стороны своего противника».

Лучшие родители

Не стесняясь, говорят о противнике все, что думают, и только потом замечают: «Ну, знаешь, ты в этой ситуации тоже не совсем прав».

Объективность — это хорошо. Однако от самых близких мы хотим утешения, успокоения, прощения, чувства, что тебя любят все равно, что бы ты ни сделал.

 

Основы здорового образа жизни.

 

46

«Здоровый образ жизни - что это?»

 

Беседа совместно с родителями о здоровье, правильном питании, режиме дня, физической нагрузке, закаливании. Проектная деятельность. Составление правильного режима дня: «Один день из жизни школьника».

 

47

Как сохранить наше здоровье?

 

Коллективный просмотр серии рисунков с изображением детей, занимающихся спортивными и подвижными играми, выполняющими правила личной гигиены.  Коллективное рассуждение при помощи учителя. Составление советов по сохранению своего здоровья.

 

48

« Спорт в моей семье»

 

Выставка  фотографий о спортивных достижениях в семье, их презентации и комментарии. Организация дискуссии совместно с родителями по фотоматериалам.

 

49

Личная гигиена семьи.

Понятие о гигиене. Гигиена души и тела. Гигиена жилья. Животные в семье. Должны ли помогать дети по дому? Что умеют наши дети?

 

50

Вредные привычки.

Курить не модно. Вред табачного дыма. Влияние курения на жизнедеятельность растущего организма и не только. Болезни курильщиков.       Алкоголь-болезнь или вредная привычка? Алкоголь в семье.  Действие наркотических веществ на организм человека. Излечима ли наркомания? Закон и вредные привычки. Проект «Жизнь без вредных привычек»

 

51

О вреде иностранных мультфильмов.

  Отечественные и зарубежные мультфильмы-смотреть или нет. Влияние мультфильмов на психику детей. Проект «Здоровье моей семьи».

Вопросы к дискуссии:

 Вредно или полезно смотреть мультфильмы? Старые или современные мультфильмы полезнее для психики ребёнка? Как выбрать мультфильм ребёнку? Смотреть мультфильм или бегать, прыгать?

 

52

Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье

 

Красота души и тела. Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность).  Как справиться со стрессом? (умение сдерживать себя). Предупреждение неврозов.

 

53

Энергетические  напитки: за и против

Какие напитки называются  «чудесными». Как они действуют на организм ребенка . Но так ли безопасно их употребление, как преподносят их

производители? Можно ли их вообще употреблять, и не оказывают ли они

вредного воздействия на организм?

54

Мама, папа, я – спортивная семья

 

Спортивный семейный праздник

 

Основные формы взаимодействия семьи  и образовательной организации

 

55-56

Приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи.

Взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

 

57

Привлечение родителей к совместной деятельности с ребёнком, организации его жизни в школьном коллективе

 

Основными субъектами социализации ребенка выступают три социальных института: семья, учреждения образования и общество .Способы взаимодействие этих институтов

 

58

Ребенок в среде сверстников.

 

Показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка .Обратить внимание на проблемы общения детей. Показать значимость деятельности семьи и школы по профилактике вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

 

59

Правила культуры общения

 

Правила культуры общения взрослых (родителей и педагогов). Взрослые и педагоги, и родители – это пример для детей. Семья и школа - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Сотрудничество, общение педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении

 

60-61

Метод введения новых видов деятельности и общения с учётом возрастных особенностей

 

Методы и способы воспитания. Методы ведения новых видов деятельности и общения

62

Педагогические условия, как обстоятельства

процесса обучения и воспитания

 

Развитие ребёнка –  сложный, длительный и противоречивый процесс. Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Факторы влияющие на развитие ребенка. Необходимые и достаточные факторы

63

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

 

Портрет здорового ребенка.

Что такое  физическое и психическое здоровье.

Семейный бюджет

 

64

Семейные заботы.

 

Важная характеристика семьи – совместный труд и ведение хозяйства. Родители – первые наставники детей. Рачительность, бережливость, экономность – необходимые качества хозяина дома. Источники экономии в домашнем хозяйстве. Составление «портрета» рачительного хозяина.     

65

Трудности и проблемы развития семьи.

           Основные трудности и нерешённые проблемы, затрудняющие нормальное развитие и функционирование семьи: материальная неустроенность, снижение среднего размера семьи и детности, негативная динамика браков и разводов, снижение рождаемости

 

66-67

Основные составляющие семейного бюджета

 

Что такое семейный бюджет. Функции семейного бюджета. Семейный бюджет и дети. Совместный бюджет. Долевой бюджет. Раздельный бюджет Пирамида потребностей по Маслоу. Основные статьи расходов семейного бюджета

 

68

Ведение семейного бюджета. Анализ семейного бюджета.

 

Почему важно учитывать доходы и расходы. Как составить семейный бюджет. Способы ведения семейного бюджета. Пример ведения семейного бюджета на месяц.

69

Этапы ведения Семейного Бюджета. Постановка целей

Практическое задание. Написания личных целей супругов и их  обсуждение.

70-71

Предупреждение расходов или профилактика расходов

семейного бюджета

 

Доходы. Расходы. Как увеличить доход и уменьшить расход. Основные составляющие по уменьшению расходов. Предупреждение расходов, или профилактика расходов семейного бюджета. Общие взгляды супругов на необходимый доход, расходование и вложение денег.

 

72

Финансовый план для идеальной семьи

 

Финансовые цели.  Финансовые инструменты.   Идеальная семья.   Инвестиции. Страхование.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Енин А.В. Внеурочная деятельность. ФГОС: «Химия» теории и практики воспитания. Воронеж, 2015.
  2. «Конвенция ООН о правах ребенка».
  3. «Семейный кодекс РФ».
  4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  5. Я.В.Соколов Наш выбор: здоровый образ жизни, НМЦ «Гражданин», 2010.
    1. Фрагмент фильма "Розыгрыш" (1976г. Реж. Вл.Меньшов) (начало фильма: с 3-й по 10-ю минуту) Ссылка на фильм:

(http://vk.com/video89417069_168483949?hash=388db3ea7d3778a1)

  1. Анцупов А. Я.   Шипилов А. И.  Конфликтология.  М. 2002
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Как я разрешаю конфликты с … . – С-Пб.: Речь, 2006
  3. Г.Г Кулинич  Вредные привычки: профилактика зависимостей, Москва «ВАКО», 2011
  4. Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания [Текст] / Ж. А. Мухатаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012
  5. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
  7. Интернет ресурсы.